|
|
21 Февраля 2007
Ю. ШАБЕЛЬНИКОВ "ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ"
В рамках Московской биеннале современного искусства 28 февраля в галерее АRTERIUM состоялось открытие выставки Юрия Шабельникова "Эзотерический футбол"
САКРАЛЬНАЯ ИГРА
Александр Якимович
Когда здоровенные парни гоняют мяч на футбольном поле, и прозаический предмет спортинвентаря превращается в таинственный светящийся шар, и в его округлом лике проступают мистические знаки мировых и иных религий (треугольник, глаз, звезда, крест и т.д.), то искушенная и циничная публика мировых Вавилонов готова заподозрить здесь концептуальный выверт, занятную игру ума. Уже по этой одной причине следовало бы дать фундаментальный комментарий к проекту Юрия Шабельникова «Эзотерический футбол».
Переполняющие мистическую душу переживания издавна находили себе выражение в ритуалах, имеющих форму «игр и забав». Древние Олимпийские игры были настоящими священнодействиями, а присутствие жрецов придавало им характер настоящих служений Высшим силам. Да и языческая славянская игра в бабки, эта квази-спортивная манипуляция с костями лошадей, тоже относится к числу культовых (шаманских) действ. В начале двадцать первого века мы замечаем, что художников снова потянуло к завораживающим магическим действам, и хочется опять восхититься тайными заклинаниями и многозначительными знаками, и спускаться в подземелья и там разглядывать загадочные объекты, или наблюдать за экстатическими акциями новых шаманов.
Один из мистических русских литераторов, Николай Гоголь, сочинил в свое время целую книгу, где понимающему читателю нередко приходится подмечать и отгадывать тайные знаки. Это «Мертвые души», книга-проповедь о будущем возрождении души Российской, и начинается она со знака «колеса», а заканчивается знаком «колесницы» («русской тройки») -- и все эти эзотерические игры знаков взяты из Платоновых диалогов, читавшихся в то время масонами, друзьями писателя, мечтавшими излечить страну и народ от болезней духа. Сегодня кадры стремительной скачки «русской тройки» открывают передачи одного из правительственных каналов Кремля. Люди из телевизора вряд ли сознают смысл этой эзотерической символики и ее происхождение. Настоящие художники хотят на самом деле осмыслить язык тайнописи, созданный мировой культурной традицией.
Юрий Шабельников увидел под этим углом зрения игру в футбол. Даже в вульгаризованном современном варианте футбол сохранил отголоски ритуальной священной игры с богами – покровителями мужества, победы, успеха, а прежде всего с теми, кто связан с непознаваемым и полновластным Случаем.
Потому футболисты в его больших картинах так похожи на участников вакханалии или гностического акта, и эти игроки явно думают не о делах футбольных. Их самозабвение и неистовство говорят не о спортивном азарте, а о том, что они ощущают присутствие всемогущих сил. И вовсе не кожаные мячи они отбивают ногами и поддают головами. Выставляя свои сцены Эзотерического Футбола, художник помещает тут же, в залах выставки, мраморные шары с нанесенными на них тайными знаками. Числом их должно быть двадцать два, сколько и арканов в картах Таро. То ли это наши запросы и обращения к богам, то ли ответы, пришедшие к нам из иного мира. Мраморный шар, совершеннейшая Платонова форма, являет собой некое Слово священного обряда, и только чудо веры позволит принять такой «мяч» на грудь или остановить его ногой, или послать его в ворота головой (не получив притом тяжелейшей травмы.)
Наверняка древние индейцы, первооткрыватели священной игры, запретили касаться мяча рукой по глубоко религиозным соображениям. Руки людей осквернены убийством себе подобных и нанесением вреда всем живым существам. Играя священным мячом без участия рук, то есть адресуя наши моленные послания подлинным Повелителям мира, футболисты, возможно, отчасти искупают грех кровопролития, а искупление и есть главная забота всякой религии.
THE SACRAL GAME
Alexander Yakimovich
When robust guys run after a ball on the green field, and their prosaic sporting attribute turns into a shining sphere with mystic signs on its surface (such as a triangle, an eye, a star, a cross, etc.) many a sophisticatedly cynical inhabitant of our contemporary Babylonia is ready to see there a conceptual trick alias an entertainment for the mind. This is why one needs a fundamental commentary to Youri Shabelnikov’s project Esoteric Football.
Mystical experience sweeping human souls have since long ago found its way into “plays and spectacles”. The ancient Olympic games in Greece have been quite genuine sacral procedures involving priests serving to Higher Powers. The old Slavic Babki game which was a quasi-sporting exercise with specially prepared horse bones also initially belonged to shamanic performances. At the turn of the new century we cannot fail to see that artists feel strongly attired by sacral games. We descend into magic spaces to look onto mysterious objects, and we love to be fascinated by ecstatic actions of new shamans.
One of the most mystically disposed Russians writers of the past, Nikolay Gogol, has once created a whole book full of secret signs and messages addressed to the well-versed reader. This was “Dead Souls”, the monumental predicament of the coming rebirth of the Russian collective soul. The book starts its action with the symbol of the Wheel, and ends up with the symbolic race of the Russian Chariot. Most of those esoteric codes were borrowed from Plato’s Dialogs which was the favorite reading of Gogol’s Masonic friends searching for cure from our spiritual diseases. Now, the screen picture of the Chariot opens the air of a Russian Governmental channel. The TV people hardly know today what this esoteric symbol is about. On the contrary, advanced artists aim at better knowledge and understanding of the secret language elaborated by cultural tradition East and West.
Jouri Shabelnikov reinvented the football game in this perspective. Even being what it is now – a debris of the past sacral culture – this fight on the pitch still retains several residues of the former pagan “liturgy”. The game appeals to Gods who are patrons of Manhood, Victory, Success, but most of all of the mysterious Contigency.
Socer players in Shabelnikov’s paintings are clearly involved into a king of bacchanal or Gnostic act. Something much more than a sporting event is being implied. The self-abandonment and rage they demonstrate grows over profane emotions into the ecstasy of a Higher Presence. What they hit by feet or heads are more than simple balls. Exhibiting his scenes of Esoteric Football the artist puts in front of them white marble balls with secret signs written on them. They are twenty-two in number – as much as Arcans in Taro card game. Maybe those marble spheres are our questions and wishes sent to Gods, or answers arrived from worlds beyond our own. A marble sphere which is in itself a Platonic symbol of perfection, points to some Word of the sacral rite. Only a miracle of faith makes possible to stop such a “ball” by our chest, or by foot, or to send it by head into the goal without a terrible physical trauma.
The American Indians who were the inventors of the initial sacral game like our football must having had deep religious concerns while prohibiting hand or arm touching ball. Upper extremities of man are more than any other member stained by murder of our fellow men and women, and harming the world around us. So, making the ball flying over the green grass football players probably help to achieve purification from the most capital sin. Redemption was and is the principal goal of any religion.
|